Метод педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерной связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические(практические).
Тереотические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов , перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, идукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обощение, конкретизация и моделирование.
Анализ- мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.
Синтез-мысленное соединение признаков, свойств явления в общее. Если просто сумировать признаки явления, между ними не возникнет логической системы, образуется лишь хаотическое скопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.
Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми элементами.
Для того, чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование - мысленная реконструкция какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычленных ранее абстракций( по логической природе процесс, противоположный абстрагированию).
Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследований.
При использовании методов сравнения устанавливается общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обощение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению.
Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их идеальных или реальных моделей.
Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных империчкским путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивны - от общего суждения к частному выводу.
К эмперическим(практическим) методам исследования относятся : методы сбора и накопления данных(наблюдения, беседа, анкетирование, тестирования и др.); методы обработки данных(шкалирование, срезы, тесты); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику(эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.
Более подробно об этих методах.
Наблюдение - метод исследования , расчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств(целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.
Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обычного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:
целенаправленность
аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
комплектность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной черты наблюдаемого;
систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым "снимком" наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных исследований выяснять статически устойчивые связи и отношения, обнаружить изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации - непрерывное и дискретное(в отдельные промежутки времени); по объему - широкое, когда фиксируется все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное(выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений - непосредственное(прямое) и косвенное(опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
Наблюдение может быть также включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, порождаются серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.
По условиям проведения наблюдения бывают полевые и лабораторные.
Существуют и другие виды наблюдения в зависимомти от того , какой признак заложен в основу исследования.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучит предмет:
в целостности;
в естественном функционировании;
в многогранных связях и проявлениях;
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
активно вмешиваться в изучаемый процесс;
охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
делать точные замеры.
Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой онформации или разъяснения по поводу того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.
Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов "в лоб". Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записования ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.
Рассмотренные выше методы исследования при всех положительных сторонах имеют существенный недостаток: с их помощью ученый получает сравнительно ограничченое кол-во данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов(анкет). Применяются различные типы анкет:
открытые, требующие самомтоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из ответов;
полузвкрытые, когда даются готовые ответы и можно добавить собственные;
именные, предлагающие указать фамилию испытуемого, анонимные - без указания автора ответов;
полные и урезанные;
пропедевтические и контрольные;
Тестирование - методпед. исследования с использованием тестов.
Тест(от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат изменения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а аткже знания, умения и навыки испытуемого.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коем случае не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью(устойчивостью результатов тестирования), дифференциирующей силой заданий(способность теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и кол-венное измерение полученных результатов.
Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но, если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.
Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.
Естественный эксперимент проводится в обычной абстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытаемого, знающего, что над ним экспериментируют.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние(до формирующего эксперимента).
Формирующий эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.
К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.
Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
По форме фиксации информации существуют следующие документы:
письменные; к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний программы, контрольные работы и др.,
К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.
М.Н. Скаткин выделяет два вида педагогического опыта: педагогическое мастерство и наваторство.
Пед. мастерство состоит в рациональном использовании науки и практики.
Новаторство представляет собой собственные методически находки, новые разработки.
Шкалирование - это превращение качественных факторов в количественные ряды.
Такое преобразование дает возможность,например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, прик отором оценивается качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.
К методам научного исследования относятся также методы обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от разных людей, а также метод педагогического консилиума, то есть обсуждение результатов изучения уровня воспитания и совместная выработка средств преодоления недостатков.
Особое положение занимают математические методы и методы статической обработки исследовательского материала.
Математические и статические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоритических обобщений.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяется методы исследования в совокупности.
Метод педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерной связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические(практические).
Тереотические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов , перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, идукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обощение, конкретизация и моделирование.
Анализ- мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ признаков качеств позволяет глубже раскрыть их.
Синтез-мысленное соединение признаков, свойств явления в общее. Если просто сумировать признаки явления, между ними не возникнет логической системы, образуется лишь хаотическое скопление отдельных связей.
Анализ и синтез тесно связаны между собой в любом научном исследовании.
Сравнение - установление сходства и различия между рассматриваемыми элементами.
Для того, чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, составной частью этого процесса всегда будет анализ, так как во время установления различий в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение - это выявление определенных соотношений между признаками, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование - мысленная реконструкция какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков.
Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычленных ранее абстракций( по логической природе процесс, противоположный абстрагированию).
При использовании методов сравнения устанавливается общие признаки явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу. Обощение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению.
Моделирование - это исследование процессов и явлений при помощи их идеальных или реальных моделей.
Индукция и дедукция - логические методы обобщения полученных империчкским путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивны - от общего суждения к частному выводу.
К эмперическим(практическим) методам исследования относятся : методы сбора и накопления данных(наблюдения, беседа, анкетирование, тестирования и др.); методы обработки данных(шкалирование, срезы, тесты); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику(эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т.п.
Более подробно об этих методах.
Наблюдение - метод исследования , расчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств(целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом.
Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обычного восприятия человеком происходящих событий. Основными из них являются:
целенаправленность
аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
комплектность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной черты наблюдаемого;
систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым "снимком" наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных исследований выяснять статически устойчивые связи и отношения, обнаружить изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации - непрерывное и дискретное(в отдельные промежутки времени); по объему - широкое, когда фиксируется все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное(выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов; по способу получения сведений - непосредственное(прямое) и косвенное(опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
По условиям проведения наблюдения бывают полевые и лабораторные.
Существуют и другие виды наблюдения в зависимомти от того , какой признак заложен в основу исследования.
Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучит предмет:
в целостности;
в естественном функционировании;
в многогранных связях и проявлениях;
Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:
активно вмешиваться в изучаемый процесс;
охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;
избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
делать точные замеры.
Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой онформации или разъяснения по поводу того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.
Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов "в лоб". Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записования ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.
Рассмотренные выше методы исследования при всех положительных сторонах имеют существенный недостаток: с их помощью ученый получает сравнительно ограничченое кол-во данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов(анкет). Применяются различные типы анкет:
открытые, требующие самомтоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из ответов;
полузвкрытые, когда даются готовые ответы и можно добавить собственные;
именные, предлагающие указать фамилию испытуемого, анонимные - без указания автора ответов;
полные и урезанные;
пропедевтические и контрольные;
Тестирование - методпед. исследования с использованием тестов.
Тест(от англ. test - проба, испытание, исследование) - стандартизированные задания, результат изменения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а аткже знания, умения и навыки испытуемого.
Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коем случае не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью(устойчивостью результатов тестирования), дифференциирующей силой заданий(способность теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и кол-венное измерение полученных результатов.
Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но, если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.
Естественный эксперимент проводится в обычной абстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытаемого, знающего, что над ним экспериментируют.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние(до формирующего эксперимента).
Формирующий эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.
К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.
Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
По форме фиксации информации существуют следующие документы:
письменные; к ним относятся классные журналы, дневники, медицинские карты, тетради учащихся, рабочие планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний программы, контрольные работы и др.,
статические(информация в основном цифровая);
фонетические(магнитафонные записи, грампластинки, касеты);
технические(чертежи, поделки, техническое творчество);
К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.
М.Н. Скаткин выделяет два вида педагогического опыта: педагогическое мастерство и наваторство.
Пед. мастерство состоит в рациональном использовании науки и практики.
Новаторство представляет собой собственные методически находки, новые разработки.
Шкалирование - это превращение качественных факторов в количественные ряды.
Такое преобразование дает возможность,например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалирование, прик отором оценивается качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.
К методам научного исследования относятся также методы обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от разных людей, а также метод педагогического консилиума, то есть обсуждение результатов изучения уровня воспитания и совместная выработка средств преодоления недостатков.
Особое положение занимают математические методы и методы статической обработки исследовательского материала.
Математические и статические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоритических обобщений.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяется методы исследования в совокупности.